Доступність посилання

ТОП новини

Въезд в ОРДЛО: правила меняются?


КПВВ «Золотое», Луганская область, 20 октября 2017
КПВВ «Золотое», Луганская область, 20 октября 2017

(Друкуємо мовою оригіналу)

Кабинет министров предложил пересмотреть текущую процедуру пересечения КПВВ. На сегодня процесс пересечения занимает много времени, имеет много неудобств и может быть довольно финансово затратным. Что изменится? И почему у правозащитников всё ещё остаются замечания? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили исполнительный директор Благотворительного фонда «Восток-SOS» Александра Дворецкая и заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Юрий Грымчак.

– Александра, действительно ли стоит ожидать, что правила пересечения КПВВ изменятся?

Александра Дворецкая: Кабинет министров Украины не принимал до этого подобные нормативные акты. Он регулировал порядок пересечения товаров через линию размежевания, а СБУ отдельным порядком регулировала пересечение линии размежевания физическими лицами.

Сейчас новый текст после начала операции Объединённых сил предполагает объединение этих двух документов. Он будет касаться пересечения физических лиц, товаров и разных услуг через линию размежевания.

Из хороших моментов в тексте – пункт, кто должен финансировать и обслуживать контрольно-пропускные пункты
Александра Дворецкая

Основная концепция, как мне показалось, не очень изменилась. Есть технические замечания, которые введены, терминология более-менее согласована. И, наверное, из хороших моментов, которые появились в тексте, – кто должен финансировать и обслуживать контрольно-пропускные пункты, потому что мы слышали много нареканий на отсутствие туалетов, навесов, мусор, а сейчас говорится конкретно, за чей счёт это будет реализовываться.

– За чей счёт это планируется?

Александра Дворецкая: За счёт областного бюджета. Будет выделена из государственного бюджета специальная строка в областные бюджеты. То есть, Донецкая и Луганская областные военно-гражданские администрации будут это контролировать и обеспечивать.

Александра Дворецкая, исполнительный директор Благотворительного фонда «Восток-SOS»
Александра Дворецкая, исполнительный директор Благотворительного фонда «Восток-SOS»

– Какие предложения по усовершенствованию правил пересечения КПВВ вы присылали? На что больше всего жалуются люди и что можно улучшить без потери обороноспособности государства?

Александра Дворецкая: Наш подход может звучать немного радикально, но, с другой стороны, это консолидированная позиция общественных организаций которые работают с конфликтом, с людьми. Это отмена разрешительной пропускной системы. Контрольные пункты должны существовать, на них должны существовать паспортный контроль, таможенный, но эта система получения разрешения через СБУ, заблаговременной подачи никак не влияет на безопасность. Сами сотрудники, которые находятся на этих пропускных пунктах, часто говорят, что это занимает в два раза больше времени.

Но вся информация, которая им нужна, в принципе есть в системе у пограничников. Мне кажется, большая часть системы СБУ была сделана, чтобы сдерживать перемещения, когда поток людей в 2014–2015 годах был значительный. Сейчас это усложняет и добавляет работы.

Человек должен иметь возможность покинуть территорию, которая не контролируется правительством, в тот момент, когда он может
Александра Дворецкая

Нам как правозащитникам кажется очень странной процедура запрета выезда с неконтролируемой территории на основании отсутствия пропуска. Любой человек должен иметь возможность покинуть территорию, которая не контролируется правительством, в тот момент, когда он может это сделать, а не тогда, когда ему разрешило государство.

– Какие ещё замечания у вас были?

Александра Дворецкая: Нам кажется, есть довольно политические обвинения об основаниях, в каком случае человека могут не пропустить через линию. В том числе, такое основание, как причастность к вооружённым формированиям Российской Федерации. Если есть доказательства причастности этого лица к некоторым незаконным действиям, то этот человек должен быть задержан украинскими правоохранительными органами. Если такого решения нет и нет доказанности, то оснований для отказа в пересечении не может быть.

И второй вопрос, кто в таком случае на пограничном пункте будет принимать такие решения. Пограничная служба не предъявляет обвинения и не является судом. Поэтому это может иметь возможность коррупционной составляющей.

Логистический центр в Майорске
Логистический центр в Майорске

– Ещё одно предложение от других правозащитников – разрешить движение общественного коммерческого транспорта через КПВВ. Там целая цепочка транспортов, если человек едет своим ходом, он вынужден несколько раз пересаживаться. Возможно ли теоретически, чтобы ездил транспорт, не останавливаясь?

Александра Дворецкая: Какого-то прямого запрета движения общественного транспорта в проекте нет. Но и разрешения на такое передвижение нет. Раньше прямой запрет существовал.

Человеку сейчас это обходится дороже и занимает больше времени. Но никаким образом на безопасность не влияет, потому что и там, и там извозом занимаются частные компании.

КПВВ «Майорск»
КПВВ «Майорск»

– Недавно агентство по миграции ООН провело социсследование, опросило людей, которые пересекают линию соприкосновения. И 63% автомобилистов, направляющихся в неподконтрольные властям районы Донбасса, заявили, что тратят на дорогу до КПВВ до 500 гривен, 34% – до тысячи гривен, 77% тех, кто передвигается до КПВВ пешком, заявили, что их расходы составляют до 250 гривен. Это просто бытовые траты людей, плюс те самые билеты на частные автобусы.

В целом, это всё правила со стороны Украины, а есть же вторая сторона. Там есть свои правила и очень много жалоб, что сепаратисты не ускоряют, не усовершенствуют правила пересечения их КПВВ. Что рассказывают люди?

Наша задача – сохранение связей с неподконтрольными территориями. А у той стороны такая задача не стоит
Александра Дворецкая

Александра Дворецкая: Мне кажется, все довольно логично. Наша задача – сохранение связей с неподконтрольными территориями. А у незаконных вооруженных формирований на оккупированных территориях такая задача не стоит. Для них перемещение людей интересно в случае, если они едут за соцвыплатами.

– Потому что они везут к ним деньги?

Александра Дворецкая: В основном они не везут к ним деньги. Это значит, что минимальный уровень жизни поддерживается, гуманитарной катастрофы нет. Я думаю, у них задача не стоит делать эту процедуру комфортной. Они говорят, что чем меньше вы будете ездить, тем меньше будете сохранять контакты. Чем меньше вы будете знать о том, какая реальная ситуация в Украине, тем лучше на вас будет действовать пропаганда.

– От Александры Дворецкой прозвучали предложения вообще отменить пропуска от СБУ, потому что якобы они никак не влияют на безопасность. Как вы это прокомментируете? И возможно ли это теоретически?

На сегодня, я думаю, ситуация с пропусками СБУ нужна и даёт возможность отслеживать много людей, причастных к незаконным формированиям
Юрий Грымчак

Юрий Грымчак: Мы имеем территорию, где происходит горячая фаза военных действий, где действуют разведывательные и диверсионные группы, которые выходят, в том числе, и на нашу территорию. Поэтому на сегодня, я думаю, ситуация с пропусками СБУ нужна и даёт возможность отслеживать много людей, которые были причастны к незаконным вооруженным формированиям.

Также на сегодня у нас есть ограничения по поводу пребывания на неподконтрольной Киеву территории тех людей, которые получают социальные выплаты на подконтрольной территории Украины.

Юрий Грымчак, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц
Юрий Грымчак, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц

Александра Дворецкая: Я говорю лишь об отмене получении пропусков СБУ. На данный момент между Крымом, административной границей и Херсонской областью пропускная система действует через паспортный контроль. Хотя социальные выплаты они получают по тем же условиям, что жители неподконтрольных Киеву территорий луганской и Донецкой областей. А все данные о преследованиях, уголовных делах есть у пограничников и так.

КПВВ «Марьинка», 5 апреля 2017 года
КПВВ «Марьинка», 5 апреля 2017 года

– С вашей точки зрения, что-то поменяется? Кабинет министров утвердит новый порядок или в целом всё будет так, как было до этого постановления?

Юрий Грымчак: Какие-то изменения будут, но по большому счёту я думаю, что постановление останется примерно в том же виде.

– По поводу так называемых логистических центров. Недавно гремел скандал о том, что на КПВВ Майорск с этого логистического центра по козьим тропам ввозили товары в Донецк. Сейчас центр не функционирует, насколько известно. Идея логистических центров хорошая или она выдохлась?

Логистические центры как идея довольно хорошая, но это должно быть удобно не только украинской стороне, военным, а и гражданам
Александра Дворецкая

Александра Дворецкая: Сама идея логистического центра была для того, чтобы люди могли получать доступ к украинским товарам, продуктам и даже услугам. Но мне кажется, что часто проблема в реализации, размещении, в ценах. Часто человек пересекает линию размежевания для комплекса: он хочет и снять деньги, и увидеть родственников, скупиться, сходить к юристам.

Логистические центры как идея довольно хорошая, но над её реализацией надо думать, чтобы это было удобно не только украинской стороне, военным, а чтобы это было удобно гражданам.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

​(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

  • Зображення 16x9

    Денис Тимошенко

    Народився і виріс в Донецьку. Закінчив філологічний факультет Донецького національного університету імені Василя Стуса, магістр журналістики. У медіа – із 2008 року, співпрацював із газетами Донеччини. Після переїзду до Києва співпрацював із низкою всеукраїнських телеканалів як сценарист та журналіст. На Радіо Свобода – із січня 2016 року. Цікавлюся культурою, історією, документальним кіно.

XS
SM
MD
LG