Доступність посилання

ТОП новини

Война на востоке наиболее беспокоит украинцев – опрос


Девочка дает игрушку украинскому военному из батальона «Киев-12». Киев, 6 декабря 2014 года
Девочка дает игрушку украинскому военному из батальона «Киев-12». Киев, 6 декабря 2014 года

(Друкуємо мовою оригіналу)

Война на востоке занимает первое место в перечне проблем, наиболее волнующих граждан, 67%, согласно опросу КМИС. Каким решение конфликта на Донбассе видят возможные кандидаты в президенты и политические партии? Как украинские политики могут повлиять на ситуацию и могут ли? Это в эфире Радио Донбасс.Реалии обсудили директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик и главный консультант Национального института стратегических исследований, эксперт-аналитик центра «Фабрика мысли «Донбасс» Юлия Каплан.

– Юлия, как тема Донбасса будет использоваться политическими партиями и возможными кандидатами в президенты на будущих выборах? Станет ли это горячей темой?

Юлия Каплан: Конечно, заманчиво использовать эту тему в своих предвыборных кампаниях, и она интересует людей, внимание к ней приковано практически всего общества. На самом деле, для наших политиков и политических партий использование этой темы в предвыборных кампаниях очень сложное. Тут нужно действовать по принципу «не навреди», потому что можно сделать ошибку.

– На пятый год конфликта внимание не ослабло, две трети людей волнует эта тема по-прежнему.

Юлия Каплан: Конфликт затронул территориально большую часть Украины. Массовые переселения, у нас много внутренне перемещенных лиц. Есть разные данные, но официально – это около полутора миллиона, по данным Министерства социальной политики. Плюс сколько задействовано наших военнослужащих.

Все мы это ощущаем. Но как эту тему сделать удобной для избирательных кампаний – это большая задача.

– То, что предлагают кандидаты в президенты, политические партии, может ли будущий президент, кто угодно, повлиять на ход конфликта или Верховная Рада после переизбрания? Какие есть рычаги и есть ли они вообще?

Юлия Каплан: Конечно же, они есть. У нас есть государство, есть органы власти, они формируют политику, реализовывают ее.

Наша власть является субъектом, но в данном случае не все от нее зависит
Юлия Каплан

Проблема в том, что конфликт имеет геополитическое измерение и не все зависит от Украины. И кто бы не стал президентом и какие партии не сформируют парламентское большинство – это политические силы, которые должны иметь вес, поддержку, имидж в том числе и на международной арене. Наша власть является субъектом, но в данном случае не все от нее зависит.

– Как сейчас себя чувствуют жители неподконтрольной украинской власти части Украины? Насколько их политические взгляды отличаются от взглядов остальных украинцев?

Юлия Каплан: У меня нет социологии по региону, какие политические силы наиболее поддерживаются местным населением. Но в целом, возвращаясь к теме предвыборной кампании и Донбасса, в ней большое внимание людей будет приковано к тому, какой вариант разрешения конфликта будет предложен.

На оккупированной части Донецкой области 43% согласны на особый статус в составе Украины (конец 2017 года)
Юлия Каплан

В конце 2017 года мы проводили исследование в Донецкой области на подконтрольных и временно оккупированных территориях, и задавали вопрос, каким люди видят будущее Донбасса. Было несколько вариантов ответов. На подконтрольной части треть поддерживает вариант получения этими территориями особого статуса в составе Украины.

На оккупированной части 43% тоже согласны на особый статус в составе Украины (на конец 2017 года). 43% на оккупированной территории Донецкой области – это рост, в 2016 году около 30% поддерживали получение особого статуса, больше придерживалось мнения, что территории должны быть независимы.

Можно говорить об усталости, люди не видят результата, а оставаться в неопределенном статусе они не хотят.

Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества

– После президентских, парламентских выборов видите ли вы какой-то шанс, что обновленный состав Верховной Рады или избранный президент повлияют на разблокирование ситуации?

Особый статус необходим – введение переходного периода для проведения десепаратизации
Виталий Кулик

Виталий Кулик: Любых других способов, которые могли бы вернуть эти территории Украине, я не вижу без вывода оттуда российских войск и десепаратизации региона. Да, особый статус необходим – введение переходного периода для проведения мероприятий, связанных с десепаратизацией: наказание виновных, амнистия, и это прощение. После этого переходного периода можно говорить о других более мягких, тонких вариантах реинтеграции.

– Как, с вашей точки зрения, будет использована тема Донбасса на выборах, если теоретизировать?

По доброй воле Путин Донбасс нам не отдаст, это процедура долгая и требующая больших усилий
Виталий Кулик

Виталий Кулик: Это «Оруэлловская» позиция миротворчества: главными сторонниками войны будут те, кто будет больше всего кричать о мире. Потому что сторонники реинтеграции, мира любой ценой, договора с Россией или с так называемыми «ЛДНР», будут разжигать войну. Потому что по доброй воле Путин Донбасс нам не отдаст, это процедура долгая и требующая больших усилий.

А месседжи будут простые: «Я дам вам все», «Только мы договоримся с Путином», «Только мы обеспечим мир». Кандидаты в президенты не будут говорить правду. Правда такова, что война затянется надолго и необходимо быть готовыми к такому сценарию, готовыми быть воюющей страной.

– Как вы прокомментируете недавнее сообщение о том, что кум президента России, экс-глава СДПУ, представитель Украины в минской группе Виктор​ Медведчук заявил о том, что присоединяется к партии «За життя», которую возглавляет Вадим Рабинович – такая консолидация пророссийских сил?

Виталий Кулик: Чем больше пророссийских сил, тем лучше, на мой взгляд. В отношении партии «За життя» Медведчук был с самого начала существования политической силы и всегда поддерживал Рабиновича.

Пророссийские силы арифметически не получают ни своего президента, ни большинства в парламенте
Виталий Кулик

А что касается его перехода из статуса «серого кардинала» в активного политического игрока – это может быть очень интересно и указывает на то, что у Медведчука появились политические амбиции. И он не исключает формирование так называемой «ширки» (широкая коалиция – ред.) после парламентских выборов и видит свое участие как того, кто может предоставить услуги для налаживания диалога с Путиным и будущим президентом. В таком качестве он будет интересен любому победителю этих выборов.

Но я не думаю, что «ширка» будет воспринята с большим энтузиазмом в обществе, я думаю, что сейчас достаточно политических сил, которые способны не допустить формирование «ширки» с бывшими регионалами. Во всяком случае, пророссийские силы арифметически не получают ни своего президента, ни большинства в парламенте.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

​(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

  • Зображення 16x9

    Денис Тимошенко

    Народився і виріс в Донецьку. Закінчив філологічний факультет Донецького національного університету імені Василя Стуса, магістр журналістики. У медіа – із 2008 року, співпрацював із газетами Донеччини. Після переїзду до Києва співпрацював із низкою всеукраїнських телеканалів як сценарист та журналіст. На Радіо Свобода – із січня 2016 року. Цікавлюся культурою, історією, документальним кіно.

XS
SM
MD
LG